Европа 3 | FAQ | Настройки внутренней политики (v.1.3)
http://europa3.ru/faq/policies.html


Направления внутренней политики (ВП) отображают политические тенденции вашей страны, и являются одним из ключевых факторов, определяющих «лицо» страны, равно как и стиль вашей игры. Всего существует 8 направлений внутренней политики:

Каждое направление ВП поделено на 11 равных ползунков (от −5 до +5), позволяющих устанавливать вашу политическую позицию между двумя противоположными точками зрения. Выбор одной точки зрения ведёт к получению как определённых преимуществ, так и определённых штрафов. Например, перемещение ползунка ВП в сторону армии снижает стоимость найма и содержания пехоты и кавалерии, в то же время увеличивая стоимость строительства и содержания кораблей. Чем больше предпочтений отдаётся одному направлению, тем больше вы получаете от него преимуществ — и тем больше ваши штрафы. Установка ползунка в нулевое состояние снимает все бонусы и штрафы от него.

Изменение настроек ВП — шаг серьёзный, и потому постоянно делать это нельзя. То, как часто вы можете изменять свои настройки ВП, определяется вашей формой правления. Чем более прогрессивный у вас строй, тем чаще вы можете менять свою внутреннюю политику. Например, при деспотии двигать ползунки можно только 1 раз в 20 лет, тогда как бюрократической деспотии — раз в 5 лет. Каждое изменение внутренней политики снижает стабильность государства на 1 пункт. Настройки ВП также могут меняться в результате событий, однако эти изменения не приводят к потере стабильности (если только это не предусмотрено самим событием).

Настройки внутренней политики влияют на следующие показатели в игре:

Каждая настройка ВП влияет как минимум на 4 таких показателя, а как максимум — на 14. Характеристики большинства показателей изменяются в обе стороны (положительную и отрицательную) при выборе соответствующей точки зрения, тогда как у некоторых — только при выборе одной из двух точек зрения (и строго в положительную сторону). Например, выбор в пользу армии увеличивает её боевой дух, а выбор в пользу флота боевой дух армии не уменьшает; в то время как число рекрутов в зависимости от этого выборе может как увеличиваться, так и уменьшаться.

Также следует учитывать, что некоторые формы правления накладывают ограничение на минимально или максимально возможное деление для передвижения ползунка в одной из областей внутренней политики. Если, по каким-либо причинам, добровольно или нет, вы выйдете за пределы, установленные формой правления, все ваши провинции получат +1% к риску восстания за каждое передвижение ползунка вне данных пределов. Данный эффект будет иметь место до тех пор, пока ползунок снова не вернётся в отведённые для его передвижения границы, либо пока вы не смените форму правления.

В нижеследующих таблицах положительные эффекты от выбора одного направления выделены зелёным цветом, отрицательные — красным, а нейтральные — чёрным.

I. ВЛАСТЬ ЗНАТНЫХ vs. ВЛАСТЬ БОГАТЫХ

При выборе власти знатных снижается стоимость найма и содержания кавалерии, повышается число дипломатов в год и эффективность производства. При этом увеличивается стоимость строительства и содержания линейных кораблей и фрегатов, уменьшается эффективность торговли. При выборе власти богатых снижается стоимость строительства и содержания линейных кораблей и фрегатов, повышается эффективность торговли и число шпионов в год. В обмен увеличивается стоимость найма и содержания кавалерии, уменьшается эффективность производства и число дипломатов в год.

Власть знатных—Власть богатых −5 −4 −3 −2 −1 0 +1 +2 +3 +4 +5
Стоимость кавалерии −25% −20% −15% −10% −5% 0 +5% +10% +15% +20% +25%
Стоимость линейного корабля +25% +20% +15% +10% +5% 0 −5% −10% −15% −20% −25%
Стоимость фрегата +25% +20% +15% +10% +5% 0 −5% −10% −15% −20% −25%
Число дипломатов (в год) +2.0 +1.6 +1.2 +0.8 +0.4 0 −0.4 −0.8 −1.2 −1.6 −2.0
Эффективность торговли −5% −4% −3% −2% −1% 0 +1% +2% +3% +4% +5%
Эффективность производства +5% +4% +3% +2% +1% 0 −1% −2% −3% −4% −5%
Число шпионов (в год) 0 0 0 0 0 0 +0.2 +0.4 +0.6 +0.8 +1.0

Власть богатых — выбор для торговых и морских стран, которым необходим дешёвый флот и эффективность торговли. Власть знатных хороша для сухопутных стран, которым необходимая недорогая кавалерия (царящая на поле боя в первые двести лет игры), или для стран с небольшим приростом дипломатов.

II. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ vs. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

При выборе централизации снижается максимум усталости от войны, повышается доход от налогов, эффективность производства, эффективность шпионских акций и защита от них. При этом увеличивается стоимость технологий. При выборе децентрализации снижается стоимость технологий, но в обмен на это увеличивается усталость от войны, уменьшается налоговый доход, эффективность производства и шпионских акций, защита от шпионов.

Централизация—Децентрализация −5 −4 −3 −2 −1 0 +1 +2 +3 +4 +5
Максимум усталости от войны −2.0 −1.6 −1.2 −0.8 −0.4 0 +0.4 +0.8 +1.2 +1.6 +2.0
Стоимость технологий +5% +4% +3% +2% +1% 0 −1% −2% −3% −4% −5%
Доход от налогов +5% +4% +3% +2% +1% 0 −1% −2% −3% −4% −5%
Эффективность производства +5% +4% +3% +2% +1% 0 −1% −2% −3% −4% −5%
Эффективность шпионов +5% +4% +3% +2% +1% 0 −1% −2% −3% −4% −5%
Защита от шпионов +5% +4% +3% +2% +1% 0 −1% −2% −3% −4% −5%

Не слишком сбалансированное направление ВП, так децентрализация даёт лишь небольшой бонус в виде снижения стоимости технологий — а с ростом дохода, ближе к середине игры, цена технологий уже не имеет значения. Кроме того, её можно компенсировать увеличением бюджета за счёт дополнительного притока денег от производства и налогов от централизации. Также централизация — хороший выбор для часто и долго воюющих стран.

III. ИННОВАЦИИ vs. КОНСЕРВАТИЗМ

При выборе инноваций снижается стоимость технологий. В обмен увеличивается стоимость стабильности и максимум усталости от войны, уменьшается число миссионеров и колонистов в год. При выборе консерватизма снижается максимум усталости от войны и стоимость стабильности, повышается число миссионеров и колонистов в год, а также защита от шпионов. В обмен увеличивается стоимость технологий.

Инновации—Консерватизм −5 −4 −3 −2 −1 0 +1 +2 +3 +4 +5
Стоимость стабильности +25% +20% +15% +10% +5% 0 −5% −10% −15% −20% −25%
Максимум усталости от войны +2.0 +1.6 +1.2 +0.8 +0.4 0 −0.4 −0.8 −1.2 −1.6 −2.0
Стоимость технологий −10% −8% −6% −4% −2% 0 +2% +4% +6% +8% +10%
Число миссионеров (в год) −2.0 −1.6 −1.2 −0.8 −0.4 0 +0.4 +0.8 +1.2 +1.6 +2.0
Число колонистов (в год) −2.0 −1.6 −1.2 −0.8 −0.4 0 +0.4 +0.8 +1.2 +1.6 +2.0
Защита от шпионов 0 0 0 0 0 0 +2% +4% +6% +8% +10%

Также не слишком сбалансированное направление во внутренней политике. Значение стоимости технологий падает со временем, тогда как значение стоимости стабильности постоянно растёт (с ростом государства). Инновации — выбор маленьких, не стремящихся к расширению, одноконфессиональных стран. Консерватизм — выбор для больших, постоянно расширяющихся государств, занимающихся колонизацией и захватом иноверческих провинций.

IV. МЕРКАНТИЛИЗМ vs. СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

При выборе меркантилизма снижается стоимость отправки купцов, повышаются шансы на их успешное размещение и число шпионов в год. При этом уменьшается число купцов и колонистов в год. При выборе свободной торговли повышаются шансы на успешную конкуренцию купцов, их число и число колонистов в год. В обмен увеличивается стоимость отправки купцов.

Меркантилизм—Свободная торговля −5 −4 −3 −2 −1 0 +1 +2 +3 +4 +5
Число колонистов (в год) −1.0 −0.8 −0.6 −0.4 −0.2 0 +0.2 +0.4 +0.6 +0.8 +1.0
Число купцов (в год) −2.0 −1.6 −1.2 −0.8 −0.4 0 +0.4 +0.8 +1.2 +1.6 +2.0
Стоимость отправки купца −50% −40% −30% −20% −10% 0 +10% +20% +30% +40% +50%
Число шпионов (в год) +1.0 +0.8 +0.6 +0.4 +0.2 0 0 0 0 0 0
Шансы на успешное размещение +5% +4% +3% +2% +1% 0 0 0 0 0 0
Шансы на успешную конкуренцию 0 0 0 0 0 0 +1% +2% +3% +4% +5%

Меркантилизм — выбор для торговых стран с большим числом торговых центров, делающих ставку не на количество купцов, а на их качество. Свободная торговля хороша для богатых стран с небольшим числом купцов, для которых их стоимость не так важна. В целом, свободная торговля предпочтительнее, так как купцов всегда мало, а стоимость у них не такая уж и большая. Кроме того, свободная торговля увеличивает и число колонистов, что плюс для расширяющихся за счёт создания новых колоний стран. Вдобавок, при более высоких шансах на конкуренцию купцы чаще выбивают конкурентов из торговых центров, автоматически закрепляясь в них.

V. НАСТУПЛЕНИЕ vs. ОБОРОНА

При выборе наступления повышается боевой дух армии и ударная мощь командующих. При этом увеличивается стоимость найма и содержания артиллерии. При выборе обороны снижается стоимость артиллерии и повышается способность командующих к осаде. В обмен уменьшается боевой дух армии.

Наступление—Оборона −5 −4 −3 −2 −1 0 +1 +2 +3 +4 +5
Стоимость артиллерии +25% +20% +15% +10% +5% 0 −5% −10% −15% −20% −25%
Боевой дух армии +0.10 +0.08 +0.06 +0.04 +0.02 0 −0.02 −0.04 −0.06 −0.08 −0.10
Ударная мощь командующих +1.25 +1.00 +0.75 +0.50 +0.25 0 0 0 0 0 0
Способность к осаде командующих 0 0 0 0 0 0 +0.25 +0.50 +0.75 +1.00 +1.25

Наступление — лучший выбор в начале игры, когда на поле боя царит кавалерия и основные потери противнику наносятся в ударной фазе. Тем же, кто предпочитает вести войну с помощью захвата провинций осадами, а не победами на поле боя, лучше выбирать оборону.

VI. АРМИЯ vs. ФЛОТ

При выборе армии снижается стоимость найма и содержания пехоты и кавалерии, повышается эффективность производства, число рекрутов, боевой дух армии и её лимит. При этом увеличивается стоимость строительства и содержания линкоров, фрегатов и галер, уменьшается эффективность торговли и доход от заморских провинций. При выборе флота снижается стоимость строительства и содержания линкоров, фрегатов и галер, повышается эффективность торговли, доход от заморских провинций, боевой дух и лимит флота, число колонистов в год. В обмен увеличивается стоимость найма и содержания пехоты и кавалерии, уменьшается эффективность производства и число рекрутов.

Армия—Флот −5 −4 −3 −2 −1 0 +1 +2 +3 +4 +5
Стоимость пехоты −25% −20% −15% −10% −5% 0 +5% +10% +15% +20% +25%
Стоимость кавалерии −25% −20% −15% −10% −5% 0 +5% +10% +15% +20% +25%
Стоимость линейного корабля +25% +20% +15% +10% +5% 0 −5% −10% −15% −20% −25%
Стоимость галеры +25% +20% +15% +10% +5% 0 −5% −10% −15% −20% −25%
Стоимость фрегата +25% +20% +15% +10% +5% 0 −5% −10% −15% −20% −25%
Эффективность торговли −5% −4% −3% −2% −1% 0 +1% +2% +3% +4% +5%
Доход от заморских провинций −10% −8% −6% −4% −2% 0 +2% +4% +6% +8% +10%
Эффективность производства +5% +4% +3% +2% +1% 0 −1% −2% −3% −4% −5%
Число рекрутов +25% +20% +15% +10% +5% 0 −5% −10% −15% −20% −25%
Боевой дух армии +0.10 +0.08 +0.06 +0.04 +0.02 0 0 0 0 0 0
Лимит армии +25% +20% +15% +10% +5% 0 0 0 0 0 0
Боевой дух флота 0 0 0 0 0 0 +0.02 +0.04 +0.06 +0.08 +0.10
Число колонистов (в год) 0 0 0 0 0 0 +0.2 +0.4 +0.6 +0.8 +1.0
Лимит флота 0 0 0 0 0 0 +5% +10% +15% +20% +25%

Крайне сбалансированная настройка ВП. Здесь всё просто: армия — выбор сухопутных стран, флот — морских.

VII. КАЧЕСТВО vs. КОЛИЧЕСТВО

При выборе качества повышается боевой дух армии и огневая мощь командующих. При этом увеличивается стоимость найма и содержания пехоты и кавалерии, уменьшается число рекрутов. При выборе количества снижается стоимость найма и содержания пехоты и кавалерии, повышается число рекрутов. Но в обмен уменьшается боевой дух армии.

Качество—Количество −5 −4 −3 −2 −1 0 +1 +2 +3 +4 +5
Стоимость пехоты +12.5% +10.0% +7.5% +5.0% +2.5% 0 −2.5% −5.0% −7.5% −10.0% −12.5%
Стоимость кавалерии +10% +8% +6% +4% +2% 0 −2% −4% −6% −8% −10%
Боевой дух армии +0.10 +0.08 +0.06 +0.04 +0.02 0 −0.02 −0.04 −0.06 −0.08 −0.10
Число рекрутов −12.5% −10.0% −7.5% −5.0% −2.5% 0 +2.5% +5.0% +7.5% +10.0% +12.5%
Огневая мощь командующих +1.25 +1.00 +0.75 +0.50 +0.25 0 0 0 0 0 0

Качество — выбор для стран, делающих ставку на небольшую, но крайне боеспособную армию, с высокой моралью и отличными генералами. Количество же больше подходит для государств, предпочитающих «заваливать противника мясом».

VIII. КРЕПОСТНИЧЕСТВО vs. ЛИЧНАЯ СВОБОДА

При выборе крепостничества уменьшается стоимость найма и содержания пехоты и стоимость стабильности. При этом уменьшается эффективность производства, боевой дух армии и защита от шпионов. При выборе личной свободы повышается эффективность производства, боевой дух армии и защита от шпионов. В обмен увеличивается стоимость найма и содержания пехоты и стоимость стабильности.

Крепостничество—Личная свобода −5 −4 −3 −2 −1 0 +1 +2 +3 +4 +5
Стоимость пехоты −12.5% −10.0% −7.5% −5.0% −2.5% 0 +2.5% +5.0% +7.5% +10.0% +12.5%
Эффективность производства −5% −4% −3% −2% −1% 0 +1% +2% +3% +4% +5%
Стоимость стабильности −5% −4% −3% −2% −1% 0 +1% +2% +3% +4% +5%
Боевой дух армии −0.05 −0.04 −0.03 −0.02 −0.01 0 +0.01 +0.02 +0.03 +0.04 +0.05
Защита от шпионов −5% −4% −3% −2% −1% 0 +1% +2% +3% +4% +5%

Крепостничество — выбор для государств с большим количеством провинций, и, как следствие, с высокой стоимостью стабильности, а также для тех, кто предпочитает дешёвую пехоту. Личная свобода же больше подходит для тех, кто предпочитает иметь более качественную, пусть и более дорогую армию, а также для тех, кто имеет много провинций с богатыми товарами, и хочет увеличить доход с них.