Направления внутренней политики (ВП) отображают политические тенденции вашей страны, и являются одним из ключевых факторов, определяющих «лицо» страны, равно как и стиль вашей игры. Всего существует 8 направлений внутренней политики:
Каждое направление ВП поделено на 11 равных ползунков (от −5 до +5), позволяющих устанавливать вашу политическую позицию между двумя противоположными точками зрения. Выбор одной точки зрения ведёт к получению как определённых преимуществ, так и определённых штрафов. Например, перемещение ползунка ВП в сторону армии снижает стоимость найма и содержания пехоты и кавалерии, в то же время увеличивая стоимость строительства и содержания кораблей. Чем больше предпочтений отдаётся одному направлению, тем больше вы получаете от него преимуществ — и тем больше ваши штрафы. Установка ползунка в нулевое состояние снимает все бонусы и штрафы от него.
Изменение настроек ВП — шаг серьёзный, и потому постоянно делать это нельзя. То, как часто вы можете изменять свои настройки ВП, определяется вашей формой правления. Чем более прогрессивный у вас строй, тем чаще вы можете менять свою внутреннюю политику. Например, при деспотии двигать ползунки можно только 1 раз в 20 лет, тогда как бюрократической деспотии — раз в 5 лет. Каждое изменение внутренней политики снижает стабильность государства на 1 пункт. Настройки ВП также могут меняться в результате событий, однако эти изменения не приводят к потере стабильности (если только это не предусмотрено самим событием).
Настройки внутренней политики влияют на следующие показатели в игре:
Каждая настройка ВП влияет как минимум на 4 таких показателя, а как максимум — на 14. Характеристики большинства показателей изменяются в обе стороны (положительную и отрицательную) при выборе соответствующей точки зрения, тогда как у некоторых — только при выборе одной из двух точек зрения (и строго в положительную сторону). Например, выбор в пользу армии увеличивает её боевой дух, а выбор в пользу флота боевой дух армии не уменьшает; в то время как число рекрутов в зависимости от этого выборе может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Также следует учитывать, что некоторые формы правления накладывают ограничение на минимально или максимально возможное деление для передвижения ползунка в одной из областей внутренней политики. Если, по каким-либо причинам, добровольно или нет, вы выйдете за пределы, установленные формой правления, все ваши провинции получат +1% к риску восстания за каждое передвижение ползунка вне данных пределов. Данный эффект будет иметь место до тех пор, пока ползунок снова не вернётся в отведённые для его передвижения границы, либо пока вы не смените форму правления.
В нижеследующих таблицах положительные эффекты от выбора одного направления выделены зелёным цветом, отрицательные — красным, а нейтральные — чёрным.
I. ВЛАСТЬ ЗНАТНЫХ vs. ВЛАСТЬ БОГАТЫХ
При выборе власти знатных снижается стоимость найма и содержания кавалерии, повышается число дипломатов в год и эффективность производства. При этом увеличивается стоимость строительства и содержания линейных кораблей и фрегатов, уменьшается эффективность торговли. При выборе власти богатых снижается стоимость строительства и содержания линейных кораблей и фрегатов, повышается эффективность торговли и число шпионов в год. В обмен увеличивается стоимость найма и содержания кавалерии, уменьшается эффективность производства и число дипломатов в год.
Власть знатных—Власть богатых | −5 | −4 | −3 | −2 | −1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стоимость кавалерии | −25% | −20% | −15% | −10% | −5% | 0 | +5% | +10% | +15% | +20% | +25% |
Стоимость линейного корабля | +25% | +20% | +15% | +10% | +5% | 0 | −5% | −10% | −15% | −20% | −25% |
Стоимость фрегата | +25% | +20% | +15% | +10% | +5% | 0 | −5% | −10% | −15% | −20% | −25% |
Число дипломатов (в год) | +2.0 | +1.6 | +1.2 | +0.8 | +0.4 | 0 | −0.4 | −0.8 | −1.2 | −1.6 | −2.0 |
Эффективность торговли | −5% | −4% | −3% | −2% | −1% | 0 | +1% | +2% | +3% | +4% | +5% |
Эффективность производства | +5% | +4% | +3% | +2% | +1% | 0 | −1% | −2% | −3% | −4% | −5% |
Число шпионов (в год) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | +0.2 | +0.4 | +0.6 | +0.8 | +1.0 |
Власть богатых — выбор для торговых и морских стран, которым необходим дешёвый флот и эффективность торговли. Власть знатных хороша для сухопутных стран, которым необходимая недорогая кавалерия (царящая на поле боя в первые двести лет игры), или для стран с небольшим приростом дипломатов.
II. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ vs. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
При выборе централизации снижается максимум усталости от войны, повышается доход от налогов, эффективность производства, эффективность шпионских акций и защита от них. При этом увеличивается стоимость технологий. При выборе децентрализации снижается стоимость технологий, но в обмен на это увеличивается усталость от войны, уменьшается налоговый доход, эффективность производства и шпионских акций, защита от шпионов.
Централизация—Децентрализация | −5 | −4 | −3 | −2 | −1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Максимум усталости от войны | −2.0 | −1.6 | −1.2 | −0.8 | −0.4 | 0 | +0.4 | +0.8 | +1.2 | +1.6 | +2.0 |
Стоимость технологий | +5% | +4% | +3% | +2% | +1% | 0 | −1% | −2% | −3% | −4% | −5% |
Доход от налогов | +5% | +4% | +3% | +2% | +1% | 0 | −1% | −2% | −3% | −4% | −5% |
Эффективность производства | +5% | +4% | +3% | +2% | +1% | 0 | −1% | −2% | −3% | −4% | −5% |
Эффективность шпионов | +5% | +4% | +3% | +2% | +1% | 0 | −1% | −2% | −3% | −4% | −5% |
Защита от шпионов | +5% | +4% | +3% | +2% | +1% | 0 | −1% | −2% | −3% | −4% | −5% |
Не слишком сбалансированное направление ВП, так децентрализация даёт лишь небольшой бонус в виде снижения стоимости технологий — а с ростом дохода, ближе к середине игры, цена технологий уже не имеет значения. Кроме того, её можно компенсировать увеличением бюджета за счёт дополнительного притока денег от производства и налогов от централизации. Также централизация — хороший выбор для часто и долго воюющих стран.
III. ИННОВАЦИИ vs. КОНСЕРВАТИЗМ
При выборе инноваций снижается стоимость технологий. В обмен увеличивается стоимость стабильности и максимум усталости от войны, уменьшается число миссионеров и колонистов в год. При выборе консерватизма снижается максимум усталости от войны и стоимость стабильности, повышается число миссионеров и колонистов в год, а также защита от шпионов. В обмен увеличивается стоимость технологий.
Инновации—Консерватизм | −5 | −4 | −3 | −2 | −1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стоимость стабильности | +25% | +20% | +15% | +10% | +5% | 0 | −5% | −10% | −15% | −20% | −25% |
Максимум усталости от войны | +2.0 | +1.6 | +1.2 | +0.8 | +0.4 | 0 | −0.4 | −0.8 | −1.2 | −1.6 | −2.0 |
Стоимость технологий | −10% | −8% | −6% | −4% | −2% | 0 | +2% | +4% | +6% | +8% | +10% |
Число миссионеров (в год) | −2.0 | −1.6 | −1.2 | −0.8 | −0.4 | 0 | +0.4 | +0.8 | +1.2 | +1.6 | +2.0 |
Число колонистов (в год) | −2.0 | −1.6 | −1.2 | −0.8 | −0.4 | 0 | +0.4 | +0.8 | +1.2 | +1.6 | +2.0 |
Защита от шпионов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | +2% | +4% | +6% | +8% | +10% |
Также не слишком сбалансированное направление во внутренней политике. Значение стоимости технологий падает со временем, тогда как значение стоимости стабильности постоянно растёт (с ростом государства). Инновации — выбор маленьких, не стремящихся к расширению, одноконфессиональных стран. Консерватизм — выбор для больших, постоянно расширяющихся государств, занимающихся колонизацией и захватом иноверческих провинций.
IV. МЕРКАНТИЛИЗМ vs. СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
При выборе меркантилизма снижается стоимость отправки купцов, повышаются шансы на их успешное размещение и число шпионов в год. При этом уменьшается число купцов и колонистов в год. При выборе свободной торговли повышаются шансы на успешную конкуренцию купцов, их число и число колонистов в год. В обмен увеличивается стоимость отправки купцов.
Меркантилизм—Свободная торговля | −5 | −4 | −3 | −2 | −1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число колонистов (в год) | −1.0 | −0.8 | −0.6 | −0.4 | −0.2 | 0 | +0.2 | +0.4 | +0.6 | +0.8 | +1.0 |
Число купцов (в год) | −2.0 | −1.6 | −1.2 | −0.8 | −0.4 | 0 | +0.4 | +0.8 | +1.2 | +1.6 | +2.0 |
Стоимость отправки купца | −50% | −40% | −30% | −20% | −10% | 0 | +10% | +20% | +30% | +40% | +50% |
Число шпионов (в год) | +1.0 | +0.8 | +0.6 | +0.4 | +0.2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Шансы на успешное размещение | +5% | +4% | +3% | +2% | +1% | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Шансы на успешную конкуренцию | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | +1% | +2% | +3% | +4% | +5% |
Меркантилизм — выбор для торговых стран с большим числом торговых центров, делающих ставку не на количество купцов, а на их качество. Свободная торговля хороша для богатых стран с небольшим числом купцов, для которых их стоимость не так важна. В целом, свободная торговля предпочтительнее, так как купцов всегда мало, а стоимость у них не такая уж и большая. Кроме того, свободная торговля увеличивает и число колонистов, что плюс для расширяющихся за счёт создания новых колоний стран. Вдобавок, при более высоких шансах на конкуренцию купцы чаще выбивают конкурентов из торговых центров, автоматически закрепляясь в них.
V. НАСТУПЛЕНИЕ vs. ОБОРОНА
При выборе наступления повышается боевой дух армии и ударная мощь командующих. При этом увеличивается стоимость найма и содержания артиллерии. При выборе обороны снижается стоимость артиллерии и повышается способность командующих к осаде. В обмен уменьшается боевой дух армии.
Наступление—Оборона | −5 | −4 | −3 | −2 | −1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стоимость артиллерии | +25% | +20% | +15% | +10% | +5% | 0 | −5% | −10% | −15% | −20% | −25% |
Боевой дух армии | +0.10 | +0.08 | +0.06 | +0.04 | +0.02 | 0 | −0.02 | −0.04 | −0.06 | −0.08 | −0.10 |
Ударная мощь командующих | +1.25 | +1.00 | +0.75 | +0.50 | +0.25 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Способность к осаде командующих | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | +0.25 | +0.50 | +0.75 | +1.00 | +1.25 |
Наступление — лучший выбор в начале игры, когда на поле боя царит кавалерия и основные потери противнику наносятся в ударной фазе. Тем же, кто предпочитает вести войну с помощью захвата провинций осадами, а не победами на поле боя, лучше выбирать оборону.
VI. АРМИЯ vs. ФЛОТ
При выборе армии снижается стоимость найма и содержания пехоты и кавалерии, повышается эффективность производства, число рекрутов, боевой дух армии и её лимит. При этом увеличивается стоимость строительства и содержания линкоров, фрегатов и галер, уменьшается эффективность торговли и доход от заморских провинций. При выборе флота снижается стоимость строительства и содержания линкоров, фрегатов и галер, повышается эффективность торговли, доход от заморских провинций, боевой дух и лимит флота, число колонистов в год. В обмен увеличивается стоимость найма и содержания пехоты и кавалерии, уменьшается эффективность производства и число рекрутов.
Армия—Флот | −5 | −4 | −3 | −2 | −1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стоимость пехоты | −25% | −20% | −15% | −10% | −5% | 0 | +5% | +10% | +15% | +20% | +25% |
Стоимость кавалерии | −25% | −20% | −15% | −10% | −5% | 0 | +5% | +10% | +15% | +20% | +25% |
Стоимость линейного корабля | +25% | +20% | +15% | +10% | +5% | 0 | −5% | −10% | −15% | −20% | −25% |
Стоимость галеры | +25% | +20% | +15% | +10% | +5% | 0 | −5% | −10% | −15% | −20% | −25% |
Стоимость фрегата | +25% | +20% | +15% | +10% | +5% | 0 | −5% | −10% | −15% | −20% | −25% |
Эффективность торговли | −5% | −4% | −3% | −2% | −1% | 0 | +1% | +2% | +3% | +4% | +5% |
Доход от заморских провинций | −10% | −8% | −6% | −4% | −2% | 0 | +2% | +4% | +6% | +8% | +10% |
Эффективность производства | +5% | +4% | +3% | +2% | +1% | 0 | −1% | −2% | −3% | −4% | −5% |
Число рекрутов | +25% | +20% | +15% | +10% | +5% | 0 | −5% | −10% | −15% | −20% | −25% |
Боевой дух армии | +0.10 | +0.08 | +0.06 | +0.04 | +0.02 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Лимит армии | +25% | +20% | +15% | +10% | +5% | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Боевой дух флота | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | +0.02 | +0.04 | +0.06 | +0.08 | +0.10 |
Число колонистов (в год) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | +0.2 | +0.4 | +0.6 | +0.8 | +1.0 | Лимит флота | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | +5% | +10% | +15% | +20% | +25% |
Крайне сбалансированная настройка ВП. Здесь всё просто: армия — выбор сухопутных стран, флот — морских.
VII. КАЧЕСТВО vs. КОЛИЧЕСТВО
При выборе качества повышается боевой дух армии и огневая мощь командующих. При этом увеличивается стоимость найма и содержания пехоты и кавалерии, уменьшается число рекрутов. При выборе количества снижается стоимость найма и содержания пехоты и кавалерии, повышается число рекрутов. Но в обмен уменьшается боевой дух армии.
Качество—Количество | −5 | −4 | −3 | −2 | −1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стоимость пехоты | +12.5% | +10.0% | +7.5% | +5.0% | +2.5% | 0 | −2.5% | −5.0% | −7.5% | −10.0% | −12.5% |
Стоимость кавалерии | +10% | +8% | +6% | +4% | +2% | 0 | −2% | −4% | −6% | −8% | −10% |
Боевой дух армии | +0.10 | +0.08 | +0.06 | +0.04 | +0.02 | 0 | −0.02 | −0.04 | −0.06 | −0.08 | −0.10 |
Число рекрутов | −12.5% | −10.0% | −7.5% | −5.0% | −2.5% | 0 | +2.5% | +5.0% | +7.5% | +10.0% | +12.5% |
Огневая мощь командующих | +1.25 | +1.00 | +0.75 | +0.50 | +0.25 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Качество — выбор для стран, делающих ставку на небольшую, но крайне боеспособную армию, с высокой моралью и отличными генералами. Количество же больше подходит для государств, предпочитающих «заваливать противника мясом».
VIII. КРЕПОСТНИЧЕСТВО vs. ЛИЧНАЯ СВОБОДА
При выборе крепостничества уменьшается стоимость найма и содержания пехоты и стоимость стабильности. При этом уменьшается эффективность производства, боевой дух армии и защита от шпионов. При выборе личной свободы повышается эффективность производства, боевой дух армии и защита от шпионов. В обмен увеличивается стоимость найма и содержания пехоты и стоимость стабильности.
Крепостничество—Личная свобода | −5 | −4 | −3 | −2 | −1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стоимость пехоты | −12.5% | −10.0% | −7.5% | −5.0% | −2.5% | 0 | +2.5% | +5.0% | +7.5% | +10.0% | +12.5% |
Эффективность производства | −5% | −4% | −3% | −2% | −1% | 0 | +1% | +2% | +3% | +4% | +5% |
Стоимость стабильности | −5% | −4% | −3% | −2% | −1% | 0 | +1% | +2% | +3% | +4% | +5% |
Боевой дух армии | −0.05 | −0.04 | −0.03 | −0.02 | −0.01 | 0 | +0.01 | +0.02 | +0.03 | +0.04 | +0.05 |
Защита от шпионов | −5% | −4% | −3% | −2% | −1% | 0 | +1% | +2% | +3% | +4% | +5% |
Крепостничество — выбор для государств с большим количеством провинций, и, как следствие, с высокой стоимостью стабильности, а также для тех, кто предпочитает дешёвую пехоту. Личная свобода же больше подходит для тех, кто предпочитает иметь более качественную, пусть и более дорогую армию, а также для тех, кто имеет много провинций с богатыми товарами, и хочет увеличить доход с них.